Киевские трамваи: как было и как стало
Снимки сделаны тремя фанатами электротранспорта с Запада — в 1950, 1976-78 и 1985 годах.
Трамвай создает совершенно новый вид городского ландшафта. Трудно поверить, но столичный фуникулер, без которого днепровские склоны уже не представить, сначала был всего лишь частью трамвайного маршрута № 15. Даже талон отдельный не надо было покупать — просто пересел на Боричевом Току — и все.
Так случилось, что киевская власть трамвай не полюбила. В мегаполисы, где от трамвая отказались давно, он возвращается. Лондон, Париж, Новый Орлеан, Афины, Торонто, Миннеаполис, Милан, Прага, Женева … А в Киеве трамвайных рельсов становится все меньше.
Их снимают, чтобы освободить улицы двигателям внутреннего сгорания.
Очевидно, это объективный процесс. Но каждый, кто ездил в звонком трамвае, имеет право на ностальгию. Кстати, эти цветные фотки ценны не только с точки зрения упадка столичного электротранспорта. Непостановочные кадры западных «трамваефилов» показывают нам обычную уличную жизнь Киева и киевлян. Некоторые места уже и узнать невозможно — так стремительно растет и меняется город. И это не хорошо и не плохо, это просто исторический факт :)
1959 год. Начало улицы Саксаганского. Вдали строится цирк на площади Победы, на месте Евбаза. Трамвай № 9, маршрут «Красная площадь — Сталинка» (Контрактовая — Голосеевская). Позже пути отсюда заберут на Жилянскую, линию сократят до Московской, а в 1996-м девятку ликвидируют как класс.
1959. Контрактовая площадь, еще без метро. Трамваи № 12 и 13. 12-ка до сих пор ходит с Подола через лес в Пущу-Водицу (эта лесная колея упоминается в «Белой гвардии» Булкагова). 13-ку суеверный Омельченко переименовал в 18-ку, этот номер еще курсирует на вокзал.
1959. Грузовой вагон на нынешней Сагайдачного в том месте, где она выходит на Почтовую площадь.
Рельсы отсюда сняли в 1970-х, когда строили синюю ветку метро. Их перенесли на соседнюю братскую — временно.
Они там лежат до сих пор, уже мертвы, потому что маршруты с Подола на Левый берег прикрыли в прошлом году, по случаю реконструкции моста Патона.
Совсем изменилась архитектура — новые дома, новые проезды.
1959. Разворот маршрута № 1 на Софиевской, вокруг Богдана Хмельницкого.
За 50 лет деревьев стало меньше, зато добавились этажа в домах.
1959. Выезд из конечной на Контрактовой (угол улиц Спасская и Межигорская).
На Межигорский исчезли большие деревья. № 19 еще ходит на север, до площади Шевченко, но теперь электротранспорт стали дублировать маршрутки.
1959. Набережное шоссе. Снято с построенного в 1957-м пешеходного моста. Линия на Левый берег лежит мертвая, рельсы ржавеют в ожидании того, что будет на их месте.
С одинаковых деталей остался разве что Подольский элеватор на горизонте, добавились Оболонь, Гаванский мост и недостроенный мост новой линии метро.
После построения Каневского водохранилища мель пляжа на Трухановом острове исчезла под водой.
1976 год. Европейская площадь. № 16 ходил отсюда на Подол Владимирским спуском — короткая линия, и старейшая на территории бывшей Российской империи (электротрамвай поехал по ней в 1892-м).
1978 год. Угол Павловской и Дмитриевской.
Осталась только ветка по Дмитриевской, на фото 2012-го года по ней едет на вокзал с Подола № 18. Дома остались те же.
На противоположном тротуаре размахивает руками редактор «Исторической Правды» :)
1978. Лукьяновка. Пути слева — заезд в трамвайное депо. Сейчас они лежат только потому, что коммунальные службы их почему-то не снимают.
Раритетное депо царских времен снесли и на его месте вырыли котлован под какую-то застройку, которая так и не состоялась.
Осталась гигантская яма в земле.
1978. Площадь Победы, у входа в универмаг «Украина». Надпись на здании очевидно «Слава советскому народу!», Сейчас в нем — ресторан «Рога и копыта». Трамвай — уже упоминавшийся № 9.
Признак времени — киоски и иномарки.
Слова «круассан» и «Мицубиси» в советские времена звучали сладкой музыкой капитализма, а сейчас никто и внимания не обращает.
1985. Подол, угол Межигорской и Ярославской. За 27 лет ничего почти не изменилось, даже трамваи те же.
1985. Почтовая площадь. Часть рельсов с мертвой линии вдоль Набережного шоссе сняли, чтобы добавить полос для автотранспорта.
Здесь планируется новая развязка, потому что постоянно пробки.
1985. Почтовая площадь (вид в противоположную сторону). Линия на левый берег с обрезанными рейками.
1985. Угол Руставели и Рогнединской. Флаги СССР и Союза висят напротив бывшей синагоги, где с 1955 по 1997 находился академический театр кукол.
1985. Площадь Славы, гостиница «Салют».
1985. Перекресток Толстого и Саксаганского.
Трамваи заменили троллейбусы и маршрутки.
1985. Улица Толстого, возле красного корпуса КНУ, конечная № 8, который ходил с Соломенки.
Линию обслуживали старые трамваи, которые имели по две кабины с обеих сторон — потому что на конечной не было кольца, вагоны просто меняли путь. Сейчас здесь — еще одна дорога для авто.
1985. Верхний Вал, неподалеку Житнего рынка. Видна надпись «Комиссионный» и трамвай № 9.
Девятки уже не существует, но № 18 и 14 тут еще ходят.
1959. Вокзальная площадь.
Трамваев уже давно нет. И вообще, все так изменилось, что узнать можно разве что забор вокруг площади и характерный силуэт ТЭЦ-3 справа.
1985. Перекресток Владимирской и Саксаганского. С Московской площади на вокзал поднимается № 10 — давно отменен.
Но реклама «Все лучшее возвращается» с фото 2012 вселяет оптимизм :)
Фото: 1959 год — Raymond DE GROOTE Jr, 1976-78 годы — Michael TAPLIN, 1985 — Gordon STEWART.
Фото 2012 года: Дмитрий ЛАРИН.