Киевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как сталоКиевские трамваи: как было и как стало

Киевские трамваи: как было и как стало

 Снимки сделаны тремя фанатами электротранспорта с Запада — в 1950, 1976-78 и 1985 годах.

Трамвай создает совершенно новый вид городского ландшафта. Трудно поверить, но столичный фуникулер, без которого днепровские склоны уже не представить, сначала был всего лишь частью трамвайного маршрута № 15. Даже талон отдельный не надо было покупать — просто пересел на Боричевом Току — и все.

Так случилось, что киевская власть трамвай не полюбила. В мегаполисы, где от трамвая отказались давно, он возвращается. Лондон, Париж, Новый Орлеан, Афины, Торонто, Миннеаполис, Милан, Прага, Женева … А в Киеве трамвайных рельсов становится все меньше.

Их снимают, чтобы освободить улицы двигателям внутреннего сгорания.

Очевидно, это объективный процесс. Но каждый, кто ездил в звонком трамвае, имеет право на ностальгию. Кстати, эти цветные фотки ценны не только с точки зрения упадка столичного электротранспорта. Непостановочные кадры западных «трамваефилов» показывают нам обычную уличную жизнь Киева и киевлян. Некоторые места уже и узнать невозможно — так стремительно растет и меняется город. И это не хорошо и не плохо, это просто исторический факт :)

1959 год. Начало улицы Саксаганского. Вдали строится цирк на площади Победы, на месте Евбаза. Трамвай № 9, маршрут «Красная площадь — Сталинка» (Контрактовая — Голосеевская). Позже пути отсюда заберут на Жилянскую, линию сократят до Московской, а в 1996-м девятку ликвидируют как класс.

1959. Контрактовая площадь, еще без метро. Трамваи № 12 и 13. 12-ка до сих пор ходит с Подола через лес в Пущу-Водицу (эта лесная колея упоминается в «Белой гвардии» Булкагова). 13-ку суеверный Омельченко переименовал в 18-ку, этот номер еще курсирует на вокзал.

1959. Грузовой вагон на нынешней Сагайдачного в том месте, где она выходит на Почтовую площадь.

Рельсы отсюда сняли в 1970-х, когда строили синюю ветку метро. Их перенесли на соседнюю братскую — временно.

Они там лежат до сих пор, уже мертвы, потому что маршруты с Подола на Левый берег прикрыли в прошлом году, по случаю реконструкции моста Патона.

Совсем изменилась архитектура — новые дома, новые проезды.

1959. Разворот маршрута № 1 на Софиевской, вокруг Богдана Хмельницкого.

За 50 лет деревьев стало меньше, зато добавились этажа в домах.

1959. Выезд из конечной на Контрактовой (угол улиц Спасская и Межигорская).

На Межигорский исчезли большие деревья. № 19 еще ходит на север, до площади Шевченко, но теперь электротранспорт стали дублировать маршрутки.

1959. Набережное шоссе. Снято с построенного в 1957-м пешеходного моста. Линия на Левый берег лежит мертвая, рельсы ржавеют в ожидании того, что будет на их месте.

С одинаковых деталей остался разве что Подольский элеватор на горизонте, добавились Оболонь, Гаванский мост и недостроенный мост новой линии метро.

После построения Каневского водохранилища мель пляжа на Трухановом острове исчезла под водой.

1976 год. Европейская площадь. № 16 ходил отсюда на Подол Владимирским спуском — короткая линия, и старейшая на территории бывшей Российской империи (электротрамвай поехал по ней в 1892-м).

1978 год. Угол Павловской и Дмитриевской.

Осталась только ветка по Дмитриевской, на фото 2012-го года по ней едет на вокзал с Подола № 18. Дома остались те же.

На противоположном тротуаре размахивает руками редактор «Исторической Правды» :)

1978. Лукьяновка. Пути слева — заезд в трамвайное депо. Сейчас они лежат только потому, что коммунальные службы их почему-то не снимают.

Раритетное депо царских времен снесли и на его месте вырыли котлован под какую-то застройку, которая так и не состоялась.

Осталась гигантская яма в земле.

1978. Площадь Победы, у входа в универмаг «Украина». Надпись на здании очевидно «Слава советскому народу!», Сейчас в нем — ресторан «Рога и копыта». Трамвай — уже упоминавшийся № 9.

Признак времени — киоски и иномарки.

Слова «круассан» и «Мицубиси» в советские времена звучали сладкой музыкой капитализма, а сейчас никто и внимания не обращает.

1985. Подол, угол Межигорской и Ярославской. За 27 лет ничего почти не изменилось, даже трамваи те же.

1985. Почтовая площадь. Часть рельсов с мертвой линии вдоль Набережного шоссе сняли, чтобы добавить полос для автотранспорта.

Здесь планируется новая развязка, потому что постоянно пробки.

1985. Почтовая площадь (вид в противоположную сторону). Линия на левый берег с обрезанными рейками.

1985. Угол Руставели и Рогнединской. Флаги СССР и Союза висят напротив бывшей синагоги, где с 1955 по 1997 находился академический театр кукол.

1985. Площадь Славы, гостиница «Салют».

1985. Перекресток Толстого и Саксаганского.

Трамваи заменили троллейбусы и маршрутки.

1985. Улица Толстого, возле красного корпуса КНУ, конечная № 8, который ходил с Соломенки.

Линию обслуживали старые трамваи, которые имели по две кабины с обеих сторон — потому что на конечной не было кольца, вагоны просто меняли путь. Сейчас здесь — еще одна дорога для авто.

1985. Верхний Вал, неподалеку Житнего рынка. Видна надпись «Комиссионный» и трамвай № 9.

Девятки уже не существует, но № 18 и 14 тут еще ходят.

1959. Вокзальная площадь.

Трамваев уже давно нет. И вообще, все так изменилось, что узнать можно разве что забор вокруг площади и характерный силуэт ТЭЦ-3 справа.

1985. Перекресток Владимирской и Саксаганского. С Московской площади на вокзал поднимается № 10 — давно отменен.

Но реклама «Все лучшее возвращается» с фото 2012 вселяет оптимизм :)

Фото: 1959 год — Raymond DE GROOTE Jr, 1976-78 годы — Michael TAPLIN, 1985 — Gordon STEWART.

Фото 2012 года: Дмитрий ЛАРИН.