10 памятников архитектуры Киева, уничтоженных за время Независимости Украины
Снесенный 8 декабря памятник Ленину на бульваре Шевченко не оставил равнодушным никого – все активно спорят о его ценности: где ему место – в публичном городском пространстве или в музее? Мы составили список десяти разрушенных за последние годы в Киеве памятников истории и архитектуры. Далеко не каждому киевлянину известна вся десятка и их истории.
Кроме памятника Ленину, сейчас активно обсуждается и другой вопрос – так называемая реконструкция Гостиного двора.
По словам киевоведа, филолога и общественного активиста Владиславы Осьмак, к которой мы обратились за комментарием и помощью, «нужно учитывать значение конкретного здания для образа места и архитектурного ансамбля. Речь идет о разрушении (или, как минимум, драматичном изменении) сложившейся городской среды. Это зачастую важнее, чем то, было или не было рассматриваемое сооружение памятником, внесенным в реестр».
Сенной рынок (1949–1958–2005)
По улице Воровского, 17 вот уже который год лежат руины. На их месте с 1958 года до 2005-й находился большой Центральный крытый рынок, Сенной базар, как его называют. Говорят, в 90-е здесь можно было купить почти все.
Название рынка происходит из 18-го века. В то время нынешняя Львовская площадь называлась Сенной, поскольку на ней селяне торговали сеном и другим кормом для домашней скотины, а также дровами и вещами для домашних хозяйств. В конце 1950-х годов знаменитый на весь Киев Евбаз (Еврейский базар) был снесен, и городские власти, чтобы «откупиться» от недовольных горожан, дали добро на постройку Сенного рынка. Проектом здания руководили советские архитекторы Фридлин и Кучер.
Решение внутреннего дизайна рынка было достаточно интересным, со вторым этажом и балконом, ажурной конструкцией сводчастого покрытия из стеклоблоков. Когда его достроили, он был признан первой и самой большой крытой торговой площадью в СССР. Его снесли под предлогом аварийного состояния и срочной реконструкции в 2005 году. Действительным поводом была выкупленная земельная территория и утвержденный проект постройки 16-этажки на этом месте. Но, видимо, у новых владельцев что-то пошло не так, и работы остановились, так и не начавшись.
Первый киевский водопровод (приблизительно XIX век – 2010)
В ночь на Рождество 2010 года на Набережном шоссе был уничтожен памятник архитектуры – здание первого киевского водопровода. Территория, где находились старинные здания (в районе Памятника Магдебургскому праву), согласно Генеральному плану Киева, признана зоной охранного ландшафта «Киевские склоны».
По обе стороны колонны Памятника Магдебургскому праву размещались небольшие здания первого Киевского водопровода, которые с 2007 года имели документы, подтверждающие статус не просто культурных объектов, но памятников науки и техники. Тем не менее, в 2009 году деревянный дом Иванова, одного из создателей первой водопроводной сети в Киеве, был сожжен. Второй дом – первую машинную станцию старинного водопровода – снесли в 2010-м: на утро от него остались только руины. В интернете тогда сразу появились сообщения о том, что эти земельные участки были проданы.
Мельница Бродского и дизельно-моторная станция (1912–2010)
Мельница Бродского рядом с Почтовой площадью состоит из двух сооружений, которые раньше входили в комплекс мельницы-элеватора и дизель-моторной станции. Именно сейчас на Мельнице Бродского висит тот большой рекламный баннер, который мы видим с новой дорожной развязки на Почтовой площади. В 2010 году была снесена дизельно-моторная станция, построенная по проекту известного архитектора А. Вербицкого, а на ее месте возведен отель Fiermont.
История мельницы берет начало в 1857 году, построена купцом Глезером. В 1870-м мельницу купил родоначальник семьи киевских сахарозаводчиков-миллионеров И. Бродский, и уже его сыновья расширяли территорию и комплекс построек. В 1892-95 годах на углу улиц Набережно-Крещатицкой и Боричевого спуска возведена 5-этажная мельница, увенчанная небольшой башенкой. Но в результате большого пожара в 1920 году большая часть зданий мельницы сгорела.
Особняк дворянки Елены Згорской (начало ХХ века – 2011)
В 2011 году по улице Мельникова, 51 снесли исторический дом – особняк дворянки Елены Згорской. Двухэтажный дом в стиле модерн простоял больше ста лет. Когда особняк еще был «жив», многие культурные деятели говорили, что это последнее здание, которое уцелело в том районе Киева.
Исторические дома на Андреевском спуске (конец ХІХ века – 1980-е – 2012)
В рамках подготовки внешнего облика украинской столицы к Евро-2012 «восстановительные» работы коснулись и самой центральной и туристически привлекательной улицы Киева – Андреевского спуска. Во время этой самой реконструкции здесь было снесено несколько исторических зданий. Даты рождения уничтоженных домов – разные: там были здания и ХІХ века, и постройки 1980-х. Но не это самое главное. Главным представляется общий архитектурный ландшафт улицы и то, что сейчас собираются возводить на месте снесенных домов.
Да и весь Андреевский спуск уже не «тот»... Так называемая реконструкция на деле оказалась очень неудачной: замена исторической брусчатки на новую, нелепый желтый цвет домов, вырубленные деревья вокруг Андреевской церкви создают впечатление не родной и такой знакомой с детства улицы, а выхолощенной и наскоро «подмарафеченной» красотки.
Доходный дом (начало ХХ века – 2012)
Пятиэтажный частный доходный дом по улице Горького, 44 был возведен в начале ХХ века по проекту известного инженера-строителя А. Трахтенберга. Этот дом в стиле модерн нуждался в реконструкции, но никак не в сносе.
В начале века в нем размещалось частное женское коммерческое училище Л. Володкевич (северная секция), в то время как южная секция была жилым помещением. Особенно интересно выглядело декоративное оформление фасада: лепные детали, рисунки оконных рам и металлических ограждений были выполнены в стиле модерн. Между третьим и четвертым этажами повторялся жезл бога Меркурия – кадуцей – символ торговли.
Исторический дом № 5 в Десятинном переулке (ХІХ век – 2012)
Старинный особняк в Десятинном переулке, 5, построенный еще в в середине ХІХ века, на заре 2000-х был передан Украинской православной церкви Киевского патриархата «для эксплуатации и обслуживания». Однако дом не только не привели в порядок – он на глазах ветшал и распадался.
И вот, в один «прекрасный» день, его решили снести. Через какое-то время церковь получила разрешение на проектирование и строительство на месте уничтоженного исторического здания комплекса сооружений административного, жилищного и хозяйственного назначения с подземным паркингом. Но совсем недавно в раскопках под домом археологами был обнаружен законсервированный фундамент дворца князя Владимира. Сейчас на участке продожаются строительные работы, а историки и археологи обеспокоены тем, что могут навсегда потерять ценные артефакты.
Дом на Грушевского, 4б (начало ХХ века – 2013)
Доведенное до упадка здание-памятник в самом центре Киева недавно, вдобавок ко всему, подверглось еще и пожару.
Пару лет назад дом на улице Грушевского, 4б бесплатно передали под снос ООО «Грааль». Фирма хочет построить на его месте 160-метровый гостиничный комплекс. Проект был раскритикован авторитетными архитекторами Киева и вызвал осуждение общественности еще на этапе его обсуждения, но не был отменен властями.
Старинный особняк, в котором жил Михаил Грушевский (1888–2013)
В центре Киева по улице Саксаганского, 111 в этом году разрушили еще одно историческое здание – дом, в котором жил историк Михаил Грушевский.
Разрушенное здание было возведено во второй половине ХIX века, а в 1888 году был достроен второй этаж. История здания связана не только с личностью Грушевского, но и с известным украинским художником-пейзажистом Иваном Хворостецким. «Именные» дома в Киеве постепенно уничтожаются: несколько лет назад в этом квартале снесли дом, в котором жила известная украинская поэтесса Леся Украинка. На Саксаганского, 111 планируют построить торгово-офисный центр в три этажа с надстройкой.
Усадьба Мурашко (1858—2013)
Известному российскому и украинскому художнику рубежа ХІХ-ХХ веков Александру Мурашко принадлежала усадьба на Старокиевском участке, по ул. Маложитомирской, 14.
До этого, в 1858 году, она была собственностью надворного советника Бровинского, а позже ее перекупил Петр Барский. В 1895 году владельцем усадьбы стал киевский купец ІІ гильдии Александр Иванович Мурашко, а позже, в 1910 году, ее унаследовал его сын, художник Мурашко. Он продал свою усадьбу со всеми постройками дворянину Константину Котляревскому в 1914 году.
Этим летом здание пережило пожар. И сейчас постройка стоит, хоть и в очень тяжелом состоянии. По словам Владиславы Осьмак, «семья Глуховых, которая много лет защищала эту усадьбу, добилась возвращения ее в коммунальную собственность города и сейчас ведет борьбу за выделение средств (не только на бумаге, но и в реальности) на реставрацию усадьбы». Так что, возможно, хоть это историческое здание получится спасти.
Мы спросили киевоведа Владиславу Осьмак о том,почему в Киеве такая ситуация с архитектурной городской средой, имеет ли снесенный памятник Ленину какую-то ценность, а также, можно ли еще спасти Гостиный двор.
«Некоторые памятники архитектуры в последние годы были отремонтированы или реконструированы. Где-то работы ведутся и сейчас, как, например, в Шоколадном домике. А вот ситуация с охраной памятников в целом заметно ухудшилась в последние годы. И тенденция самая неутешительная.
У нас есть очень неплохой Закон «Об охране культурного наследия». Но при всей своей детальности он все же допускает трактовки, удобные для застройщиков.Плюс коррупция в чиновнической среде, в первую очередь, в Министерстве культуры.
Из списка всемирного культурного наследия ЮЕСКО у нас (в Киеве) пока еще ничего не исключили, но угроза есть. Многоэтажки вокруг Софии Киевской и на Печерске нарушают буферную зону этих объектов, ломают линию горизонта, возвышаются над памятниками, которые веками составляли смысловую доминанту киевского архитектурного ландшафта.
Многих потерь можно было бы избежать, если бы владельцы исторических зданий, внесенных в государственный реестр недвижимых памятников, подписывали охранные договора и соблюдали все требования закона. Но этого, к сожалению, почти не происходит.
Снос старинных зданий — результат как невежества и жадности со стороны застройщиков (не знаю — не ценю, не берегу, делаю, что хочу), так и неисполнения своих функций теми органами, которые законом уполномочены охранять культурное наследие. Но огульно обвинять сотрудников этих органов было бы неверно и нечестно. Их мало, финансирование мизерное. Немногочисленные инспекторы, задачей которых является мониторинг ситуации, просто физически не справляются с лавиной застроечного вандализма. Кстати, тут сами горожане могут оказать своему городу немалую помощь. Закон «Об охране культурного наследия» содержит статью, в которой написано, что граждане сами могут становиться инспекторами.
Зайдите на сайт КГГА, там вы найдете всю нужную информацию: куда подавать заявление, какие экзамены сдавать. Можно стать общественным инспектором Департамента охраны культурного наследия. И всегда помните: первое, что нужно делать, если вы видите, как что-то старинное ломают, сносят, глобально переделывают, это звонок в милицию. Дождитесь приезда наряда, подпишите акт. А следствие будет разбираться.
Уничтоженный на днях памятник Ленину был внесен в список памятников. Но в 2009 году было принято — но не выполнено! – решение о его демонтаже. И вот, то, что не осуществили своевременно и цивилизованно, было сделано «революционным» путем. Свержение идолов — дело в мировой истории распространенное. Но тот факт, что погибло произведение искусства, которому место в историческом музее, это очень и очень печально.
Впрочем, в последние годы такие «расправы» с прошлым, воплощенным в монументах, уже не раз имели место. Кто виноват? Да, мы все, так и не выработавшие за двадцать два года независимости ни четкую идею, ни государственную политику памяти, которая определяла бы, что и как надо сохранять. Так что ответственность за уничтожение памятника Ленину лежит не только на тех, кто махал кувалдой.
Ситуацию с Гостиным двором еще можно „отыграть“. Ведь в этом здании от начала ХІХ века сохранились лишь небольшие фрагменты, Двор был регенерирован (то есть практически восстановлен, построен заново) по чертежам 1809 года. Это нисколько не приуменьшает его значения как части Контрактовой площади, объявленной памятником градостроения. Двор надо сберечь в том виде, какой он имел до начала последней реконструкции. И это один из тех крайне немногочисленных случаев, когда потери не являются необратимыми».